Семинар-практикум «педагогическая этика в работе педагога доу, взаимодействие субъектов образовательного процесса». Кодекс профессиональной этики работников детского сада Педагогическая этика в работе педагога доу

Любовь Петровна Сапожкова
Консультация для педагогов «Этика профессионального поведения в ДОУ»

«Этика профессионального поведения в ДОУ»

старший воспитатель: Сапожкова Л. П.

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети в педагоге ценят прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.

Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовь: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.

Признаки и элементы педагогического такта.

Основными элементами педагогического такта являются:

Требовательность и уважительность к воспитаннику;

Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;

Внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

Во внешнем облике педагога;

В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;

В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

В самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.

Проведение теста «Этика – логика».

Цель: определение доминирующей сферы личности (эмоционально-этическия или мыслительная)

Игра «Путешествие на самолёте»

Все игроки делятся на четыре команды: Индия, Россия, Чукотка, Япония.

Каждой стране соответствуют определённые восклицания и движения.

Индия – «Джимми, Джимми, ача-ача!» (проговаривая эти слова поднять кисти рук, имитируя движения индийского танца) ;

Россия – «У-уух, ты, ёлы – палы!» (нужно почесать затылок) ;

Чукотка – «Хайя – хайя – хайя – хо!» (нужно поднять согнутые в локтях руки с открытыми ладошками и сделать покачивающиеся движения влево-вправо – наподобие танца из мультфильма «Чунга – чанга») ;

Япония – «Канитива» (нужно сложить ладошки у груди и сделать полупоклон, наподобие того, какой делают японцы при приветствии) .

Задача команд заключается в том, чтобы хором выкрикнуть свою фразу, когда будет произнесено название «их» страны.

Пример:

Мы летим на самолёте над Россией. Росcия – большая страна; мы пролетаем над Чукоткой. Чукотка – большая и красивая земля. А мы поворачиваем на юг, летим дальше и видим Японию. В Японии много японцев. Японию называют страной восходящего солнца. А вот теперь на горизонте мы заметили Индию. В Индии много слонов и обезьян. А священным животным в Индии считают корову. У нас уже заканчивается топливо и мы решаем дозаправиться в Японии. Мы залили полные баки и вылетаем из Японии и возвращаемся домой. Перед посадкой мы поднялись высоко – высоко в небо и увидели все страны вместе.

Как преодолеть стресс или 12 шагов навстречу себе

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому очень важно уметь противостоять стрессу. Я надеюсь что, эти простые советы помогут вам достичь психологического равновесия, укрепят чувство уверенности в собственных силах.

1. Из любой ситуации есть выход!

2. Если ты не видишь выхода – ложись спать. Выход тебе может присниться.

3. Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Мы не страусы, чтобы прятать голову в песок! Главное – определи свою проблему словами. Это уже половина решения ее.

4. Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п. 3.

6. Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а животному. Кошка или собака всегда поймут тебя, приласкают. Они – сама природа. Поэтому чутко улавливают твое состояние и берут твою боль на себя. Нет животных? Пожалуйста, используй цветы для того же.

7. Есть один способ «убежать от проблем» - надеть кроссовки и бежать, бежать, бежать, пока не откроется второе дыхание.

8. Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.

9. Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультфильм и вернись к пункту 3.

10. Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.

11. Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после всего этого, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.

12. Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу). Не всякая самодеятельность – творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся, представь, что ты – Герой в маске и вперед!

Игра «Пингвины»

Игроки встают в два круга – внешний и внутренний. Задача ироков из внешнего круга занять место во внутреннем круге и наоборот – игроки из внутреннего круга стараются занять место во внешнем круге.

В конце игры делается вывод: чтобы решить поставленную задачу, достаточно было попросить или договориться об этом.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Совершенствование знаний педагогов о профессиональной этике - «Цветик - семицветик»

Данный материал будет полезен старшим воспитателям детских садов для проведения практического мероприятия с педагогами ДОУ по совершенствованию знаний о профессиональной этике.
Цель : создание условий для совершенствования знаний педагогов о профессиональной этике.
Задачи:
1. закрепить представления педагогов о понятиях «этика», «норма», «мораль»;
2. совершенствовать знание нормативно-правовых документов, определяющих деятельность педагога в области педагогической этики: ФГОС ДО, Кодекс профессиональной этики педагога, Профессиональный стандарт «Педагог»;
3. способствовать определению единых норм поведения педагогических работников;
4. содействовать сплочению коллектива.
Предварительная работа:
1. оформление педагогами папки «Нормативно правовое обеспечение педагога», работа с нормативным документам;
2. создание видеоролика «Устами младенца»;
3. изготовление цветка «Цветик - семицветик», лепестков трех цветов (для разделения педагогов на три команды), которые в начале семинара прикреплены на стульях для педагогов, медалей по номинациям: «Самый культурный педагог», «Самый вежливый педагог», «Самый общительный педагог»;
4. оформление презентации для семинара.
Материал:
1. проектор с мультимедийным оборудованием;
2. 4 стола, стулья по количеству участников;
3. один цветок «Цветик - семицветик», на лепестках которого обозначены номера заданий;
4. три цветка для разделения команд, количество лепестков по количеству педагогов.

Ход семинара:

Старший воспитатель приглашает педагогов встать в круг «дружбы».
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно
Чтобы в душу созвучья
Нахлынули дружно! (звенит в колокольчик)
Долгожданный дан звонок –
Начинаем семинар.
Тут затеи и вопросы,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Психологический настрой:
Старший воспитатель: Начать нашу встречу хочется притчей «Все в твоих руках».
- «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», а педагоги, владея педагогической этикой, - добродушны и отзывчивы, к которым радостно будут бежать утром дети, а родители счастливы поговорить о воспитании.
- Надеюсь наша встреча пройдет в атмосфере взаимопонимания и окажется полезной для каждого из нас. Я предлагаю присесть и определить тему нашей встречи, посмотрев видеоролик из жизни нашего детского сада «Устами младенца».
- Итак, тема нашего семинара (озвучивает тему встречи).
- Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство. Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «этика»?
- Этика - это наука о нравственности, о принципах, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках.
- Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность (все ради человека, для человека, во имя человека), глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога. Ведь воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
Этимология слова «мораль» восходит к лат. mores - «нравы», «обычаи», «поведение», а слова «этика» - к гр. - «обычай». Любопытно, что в греческом, латинском, а также древнегреческом и санскрите наблюдалась параллельная эволюция этих терминов, которые вначале обозначали: «порядок», «обычай», «закон» и только впоследствии - «нравственность». Многие столетия должны были пройти, прежде чем этика стала частью мировой культуры. Понятиями нравственности издавна являются: честность, доброжелательность, совесть, стыд, храбрость, трудолюбие, скромность, гуманность, т. е. в основе нравственных понятий лежит доброта.
- Давайте придумаем слова к каждой букве слова «ЭТИКА», которые помогут раскрыть его суть:
Э – элегантность
Т – творчество
И – искренность
К – креативность
А – актуальность
- Сегодня мы попробуем укрепить свои знания в этом вопросе, а чтобы встреча была увлекательной, мы проведем игру - соревнование. Для этого нам понадобится три команды и жюри.
- Сегодня был сильный ветер, который оборвал все лепестки у наших цветков (на столах стоят заготовки цветов) , а лепестки и листья рассыпались по стульям. Но это-то нам и поможет! Посмотрите, на каждом вашем стуле – лепесток или листок. Возьмите их и соберите цветы из лепестков одного цвета, это и будет ваша команда. Ну, а кому достались листья – тот прикрепит их к «Цветику – семицветику», ваше место за столиком жюри (педагоги распределяются на три команды, определяются члены жюри) .
- Теперь необходимо представиться командам. Для этого 2-3 минуты посовещайтесь и придумайте название команды и девиз в тему нашей встречи (представление команд) .
- Сегодня мы будем не только играть, соревноваться, но и загадывать желания. Посмотрите, а вот и «Цветик - семицветик» (ведущий обращает внимание педагогов на цветок, стоящий на столике жюри). Срывая лепесток, команде необходимо выполнить задание и можно будет всем вместе загадать желание, связанное с темой нашей игры. Пусть нам в этом помогают волшебные слова, давайте их вспомним (педагоги смотрят отрывок из мультфильма «Цветик - семицветик»).
- Члены жюри заняли свои места, это: ... (Старший воспитатель представляет членов жюри командам, раздает бланки для оценивания ответов) .
Команды по очереди выполняют задания, жюри оценивает за правильность ответа, быстроту выполнения, полноту информации по пяти - бальной системе. После выполнения задания, команды вместе загадывают желание, обобщая ответ.
- Определить последовательность выполнения задания нам поможет игра «Договориться без слов», каждой команде, сохраняя молчание, необходимо построиться перед членами жюри в колонну по датам рождения (команды выполняют задание, жюри определяет очередность выполнения заданий) .
Задание № 1 «Придумай поговорку на тему этика, нравственность, мораль»
Каждая команда получает перечень мыслей разных авторов на темы морали: вежливость, нравственность, добро (Приложение 1). Взяв за основу одно из высказываний, необходимо придумать свою поговорку.
Желание: Быть всегда вежливыми, тактичными, сдержанными.
Задание № 2 «Ответь на вопрос»
Каждая команда по очереди берет вопрос, на который необходимо дать ответ:
Вопрос № 1: Какие нормативные документы вы знаете, в которых прослеживаются этические требования к педагогической деятельности?
Вопрос № 2: Согласно приказу ФГОС ДО, на какие принципы должны опираться педагоги в деятельности?
Вопрос № 3: В каком разделе ФГОС ДО говориться о психолого-педагогических условиях, в чем они проявляются?
Желание: Знать и применять в работе нормативные документы.
Задание № 3 «Роскошь общения» (2-3 минуты).
Каждой команде необходимо определить два требования к речи педагога. Обосновать.
Есть такое высказывание А.С. Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – роскошь общения».
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Желание: Знать и выполнять правила культуры речи.
Задание № 4 «Благоприятный психологический климат в группе» (2-3 минуты)
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Основным требованием педагогической этики является благоприятный педагогический климат.
Каждой команде необходимо определить два условия к созданию благоприятного педагогического климата в группе.
Желание: Способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе.
Старший воспитатель раздает всем участникам памятку «Технология, приемы создания психологического комфорта на уроке (Д. Карнеги)».
Задание № 5 «Кто я?» (2-3 минуты)
Каждой команде необходимо определить кем является педагог для ребенка, продолжив фразу «Я - ...».
Дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников...
Каждой команде необходимо определить кем является педагог для ребенка, продолжив фразу «Я - ...» и дать обоснование. Например: Я – творец детской радости: со мной интересно, весело.
Желание: Быть для воспитанников другом, учителем, защитником.
Задание № 6 «Дружная команда»
Ведущий для капитанов раздает задания, для выполнения которого каждому капитану необходимо организовать всех участников своей команды, распределив отдельные поручения «Организовать субботник в детском саду» («Организовать подготовку праздника для коллектива «8 марта», «Организовать участие в конкурсе «Воспитатель года»). Но при этом, каждому участнику ведущий обозначает свою роль:
Первый участник команды повторяет все время одну фразу: «Я спешу, мне некогда. Давайте побыстрее»;
Второй: «Это буду делать я, я умею, я могу, я хочу»;
Третий: разговаривает по телефону и не слушает руководителя;
Четвертый: «Сколько это будет продолжаться. Им что делать больше нечего»
Пятый: «А почему опять я, и так всегда я»
Шестой: «Посмотрите, а у меня чудесная новая кофточка»
Седьмой: «Чудесная идея! Прекрасно!»
Игроки говорят свои фразы практически одновременно, перебивая капитана. Задача капитана – выполнить задание.
Желание: Уметь договариваться не теряя контроля над собой, сохраняя педагогический такт.
Задание № 7 «Надо – не надо» (2-3 минуты)
Каждой команде необходимо определить по 4 требования кодекса педагогической этики по отношению к детям. Что можно делать, а что – нельзя.
Желание: Выполнять как НАДО, и не делать Не НАДО.
- Вот и сорваны все лепестки, загаданы желания. Пусть они летят по свету и останутся в наших сердцах. А теперь слово для подведения итогов игры – нашему жюри (награждение команд медалями) .
Упражнение «Аплодисменты».
-Мы с вами хорошо поработали. Желаю Вам иметь твердую позицию по любому вопросу, грамотно отстаивать ее, доступно объяснять и учить детей, быть Воспитателем с большой буквы! Я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!
Приложение 1. Мысли разных авторов на темы морали
ВЕЖЛИВОСТЬ
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.Н. А. Бердяев
Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.Восточная мудрость
Вежливость для ума, что красота для лица.Вольтер
Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.Гегель
Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать.Данте
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. И. Н. Курочкина. Современный этикет
О НРАВСТВЕННОСТИ
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.В. Г. Белинский
Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному.
Н. А. Бердяев
Уважение - это искреннее признание чьих-либо достоинств. Л. Вовенарг
Нравственность - это разум воли. Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель
Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. Ж.-Б. Мольер
Не жди от людей большего, чем ты даешь им сам. К. П. Орловский
ДОБРО И ЗЛО
Я не знаю другого признака величия, как доброта. Л. Бетховен
Злой человек полагает, что все люди подобны ему. Грузинская мудрость
Следуй за добрыми людьми, и сам станешь добрым. Испанская мудрость
Ни одно благое намерение не стоит разбитого сердца. Из кинофильма
Существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно... Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. В. А. Сухомлинский
Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни. А. Швейцер
Методическая литература:
Бойко Л., Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса реформ // Aima mater. 1997.
Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993.
Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.

Мария Костина
«Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного работника»

Консультация для педагогов

"Педагогическая этика ,профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования "

«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром» .

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными

качествами может добиться многого. Мы должны быть более

совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает

выбранная нами профессия – Педагог .

Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?» - спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания!

Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему!» , - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса : детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. У педагога появились новые профессиональные компетенции , базовые функции тоже изменяются в связи с современными условиями. Воспитателю сложно всему соответствовать. Но мне кажется, что главным умением педагога во все времена является умение слушать и слышать ребенка. Педагог должен строить отношения с современным ребенком с позиции уважения его интересов, учета уровня развития его коммуникационных умений, индивидуальных особенностей развития, индивидуальных потребностей и многого другого.

Профессиональный стандарт должен , на мой взгляд, установить формальные , внешние, измеряемые (наблюдаемые) функции и действия и не предполагать выявление внутренних нравственных взаимоотношений, позиций воспитателя. Профессия педагога особенная , и никто с этим не спорит. Но это не означает, что все документы должны прописывать содержание «духовно-нравственного внутреннего мира педагога » . Для этого должны быть другие механизмы : общественное мнение, открытость и публичность деятельности педагога , мнение родителей, атмосфера жизненного уклада детского сада, правила профессиональной этики . Я понимаю, что сейчас ситуация с введением профессионального стандарта не изменится , но сейчас важно выработать свои решения на основе анализа документа с позиции его практической реализации.

Педагогическая этика - это правила , которые позволяют :

Регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками ,а также другими участниками образовательного процесса;

Защищающие их человеческую ценность и достоинство ;

Поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии ;

Создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога . Он регламентирует такие области – требования к личности педагога , общение педагога в воспитанниками , коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию

Личность педагога

Педагог приходит в профессию по призванию , предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.

Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.

Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания .

Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.

Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога .

Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.

Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

В общении педагог уважителен , вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета .

Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

Педагог воспитывает на своем положительном примере.

Общение педагога с воспитанниками

Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

В первую очередь педагог требователен к себе . Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения .

Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.

При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.

Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общение между педагогами

Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами , а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует на едине. Места сплетням нет.

Критика, направленная на работу , решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство . Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях .

Взаимоотношения с администрацией

В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения .

Интриги, конфликты, детение на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

Педагог при общении с родителями (законными представителями)

постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.

Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение .

Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

Правила «Педагогического общения »

Памятка для педагогов ДОУ

1. Входи в группу детей с улыбкой.

2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.

5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

9. Учись у своих коллег, родителей, детей.

10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

12. Живи интересами детей и их надеждами.

13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Литература :

Гусева Н. В. О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый. -2011.-No11

Давыдова О. С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность

Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : Учебное пособие. Издательство : Феникс,2007

Наумчик В. Н. и др. Этика педагога . - М : Изд-во «Университетское» , 2009

Этика : Уч. пос. / Сост. С. Г. Колбовская; Под ред. Т. А. Степановой. Ярославль : Ин-т разв. образов., 2011.

1. Профессиональная этика

Воспитатель - это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике.

Этика - (от греч. ethos обычай, нрав, характер) - наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики - любовь к детям. Однако любить детей - это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге, прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей.

Важным качеством педагога является педагогический оптимизм.

Это вера в ребенка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Педагогическая этика - это полное уравновешивание нравственных чувств сознания и поведения педагога. Все эти качества должны присутствовать в его культуре общения с детьми, с любыми другими людьми, в педагогическом такте педагога.

Педагогическим тактом (от лат. Tactus - прикосновение) называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей.

Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка и с разумной требовательностью к нему.

Педагог может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А.С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, дает возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Иногда хватает улыбки педагога, чтобы изменить ситуацию. Но это должна быть улыбка, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка - суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.

2. Признаки и элементы педагогического такта

Основными элементами педагогического такта являются:

♦ требовательность и уважительность к воспитаннику;

♦ умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему;

♦ внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

♦ во внешнем облике педагога;

♦ в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;

♦ в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной

ситуации;

♦ в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

♦ в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

♦ в самокритичной оценке своего труда.

♦ тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи;

♦ своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов,

♦ непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога.

Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, педагог особо должен быть тактичным по отношению к каждому ребенку. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ребенка, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Стиль общения педагога с воспитанниками–это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

От психического склада человека;

Его ценностных ориентаций;

Уровня образования и общей культуры;

Влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья).

«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными

качествами может добиться многого. Мы должны быть более

совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает

выбранная нами профессия - Педагог.

Притча.

Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!

Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» - ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» - ответил мудрец.

Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса: детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:

- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,

А также другими участниками образовательного процесса;

Защищающие их человеческую ценность и достоинство;

Поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

Создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области - требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

Личность педагога

  • Педагог приходит в профессию по призванию, предан своей работе и ответственно исполненяет свои обязанности.
  • Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию, самоопределению и самовоспитанию.
  • Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
  • Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и психологическую защиту своих воспитанников.
  • Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.
  • Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает участие в процессе культурного развития.
  • Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
  • В общении педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.
  • Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог воспитывает на своем положительном примере.

Общение педагога с воспитанниками

  • Педагог сам выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
  • В первую очередь педагог требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
  • При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
  • Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем воспитанникам.
  • При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
  • Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общение между педагогами

  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  • Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях.
  • Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует на едине. Места сплетням нет.
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать человеческое достоинство. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Взаимоотношения с администрацией

  • В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
  • Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
  • Интриги, конфликты, детение на группы в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
  • Учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и других сотрудников, администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель имеет право на воздействия в соответствии с законодательством.

Отношения с родителями и лицами их заменяющими

    Педагог при общении с родителями (законными представителями)

    постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителям и и детьми.
  • Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.

  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями)

    проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

Правила «Педагогического общения»

Памятка для педагогов ДОУ

  1. Входи в группу детей с улыбкой.
  2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
  3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
  4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
  5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
  6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
  7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
  8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
  9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
  10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
  11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
  12. Живи интересами детей и их надеждами.
  13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
  14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
  15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
  16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

Литература:

Гусева Н.В.О нравственно-педагогическом климате в педагогическом коллективе// Молодой ученый.-2011.- No11

Давыдова О.С. Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность

Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. Издательство: Феникс,2004

Наумчик В.Н. и др. Этика педагога. — М: Изд-во «Университетское», 1999

Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.