Успехи современного естествознания. Проблемы развития инновационной деятельности в россии Проблемы инновационной деятельности российских предприятий

Инновационный вектор развития российской экономики тормозится следующими обстоятельствами: во-первых, хозяйствующие субъекты слабо мотивированы на инновационное поведение; во-вторых, национальное предложение технологических инноваций для их внедрения небольшое (более 90 % и так незначительного спроса на инновации удовлетворяется импортом). Ключевой проблемой, снижающей мотивацию к внедрению инноваций, является высокая степень монополизации отраслей и избыточные защитные барьеры. Не способствует инновационному развитию и гипертрофированная роль государства на рынке. В этой ситуации административный ресурс является самой востребованной инновацией, способной максимально быстро и эффективно повлиять на состояние предприятия. Весомую роль играет социальная политика государства. Так, ориентация власти на сохранение либо увеличение рабочих мест на действующих предприятиях может снижать нацеленность таких предприятий на повышение производительности труда в результате внедрения инноваций и высвобождения работников. В стадии зарождения находятся рыночные институты поддержки инновационной деятельности. Например, в России количество реально действующих «бизнес-ангелов» и венчурных фондов в десятки и сотни раз меньше, чем в странах - ключевых инноваторах.

Особого внимания заслуживает наличие спроса на инновации. Развитие инновационных процессов в России наталкивается на низкий спрос, который к тому же имеет неэффективную структуру, что находит отражение в перекосе в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных научных разработок. Если в 2000 г. баланс платежей за технологии в России был положительным (+20 млн долл.), то в 2009 г. он стал отрицательным (-1000,8 млн долл.). В странах-инноваторах ситуация совершенно другая. В течение последнего десятилетия в них наблюдался существенный рост профицита технологического баланса (в США - в 1,5 раза, в Великобритании - в 1,9, в Японии - в 2,5 раза).

Мировой опыт показывает, что процесс формирования спроса на инновации в различных странах осуществлялся по-разному. Например, в американской Кремниевой долине двигателем выступали частные компании. В основной массе стран Европы и Азии переход к инновационной экономике осуществлялся за счет крупных компаний, зачастую со значительным государственным участием. В России, к сожалению, мало думают об инновациях как частные, так и государственные компании. Большинство из них практически вообще не занимаются НИОКР. У них отсутствуют связи с научными институтами и вузами. Так, в 2010 г. лишь одна российская компания - РЖД - по доле расходов на НИОКР соответствовала среднему уровню зарубежных корпораций (0,4 % от выручки). Если учитывать бюджетное финансирование, к среднемировым нормам по данному показателю приближаются такие компании, как Космический центр им. Хруничева, РКК «Энергия», «НПО машиностроения», корпорация «Тактическое военное вооружение» и еще несколько единичных предприятий.

Проблема коммерциализации интеллектуальной собственности, к сожалению, слабо решается еще и вследствие отсутствия должного внимания к ней. Например, в утвержденном мандате фонда «Сколково» основная задача сводится к созданию и поддержанию «глобально конкурентоспособных условий и среды для передовых исследований и разработок с последующей коммерциализацией их результатов». В этих целях предполагается создание центра интеллектуальной собственности и представительства российского патентного ведомства. Однако без единого механизма трансфера технологий данные меры не дадут должного эффекта. Чтобы Сколково не повторило печальный опыт Международного научно-технического центра, необходимо создавать центры трансфера технологий, которые позволят решить проблему коммерциализации «на старте» и получить наилучшие результаты от всей дальнейшей работы «на выходе».

Говоря об инновационной деятельности, необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство. Экономическая привлекательность для субъекта инновационной деятельности зависит во многом от эффективности барьеров на пути распространения разработок (патенты, ноу-хау, капиталоемкость копирования и др.), а также частоты смены поколений технологических стандартов. Чем больше объем прибыли инноватора и чем дольше он способен ее получать, тем привлекательнее для него процесс инвестирования в инновации. В то же время интересы экономического роста, напротив, требуют высоких темпов распространения новых технологий по всей отрасли, а не изолирование их в рамках бизнеса инноватора. А это, в свою очередь, требует снижения барьеров распространения разработок путем сокращения сроков действия патентов и расширения потенциала освоения новых технологий на уровне секторов и территорий. Такая дилемма накладывает определенный отпечаток на формирование механизмов стимулирования инновационной деятельности. Поэтому, говоря о формировании спроса на инновации, необходимо исходить из того, что финансовая привлекательность инноваций должна быть достаточной для покрытия рыночных и страновых рисков (при экспорте-импорте технологий).

Доход субъектов инновационной деятельности должен покрывать затраты, а объем прибыли на капитал должен быть по меньшей мере не ниже доходности биржевого индекса и во всяком случае выше уровня инфляции.

Пока спрос на инновации со стороны российских компаний будет формироваться, необходимо тщательно выстроить партнерство с глобальными корпорациями, которые помогут привить инновационную культуру крупному российскому бизнесу, сформировать правильную систему инновационных отношений. Иностранные компании могут стать участниками инновационного процесса. Вокруг них будет формироваться остальная «экосистема». Однако без ясных бизнес-выгод, реализуемых на территории России, данный процесс не пойдет дальше благих намерений.

Следовательно, только сформированная «экосистема», обеспечивающая органическую взаимосвязь между всеми элементами технологической цепочки инновационного процесса, способна к саморазвитию, созданию множества успешных компаний. Практика показывает, что нельзя ограничиваться исключительно созданием и развитием инновационной инфраструктуры. Коммерциализация интеллектуальной собственности имеет своим конечным результатом не идеи, изобретения, новшества как таковые, а инновационные товары. Как следствие необходимо отличать спрос на факторы осуществления инновационного процесса от спроса на его результаты, а рынок инновационных ресурсов - от рынка инновационных продуктов. Эти разграничения связаны с теоретическим осмыслением сути инноваций. Их нельзя отождествлять с результатами научно-технической деятельности, продуктами НИОКР. Инновации представляют собой процесс превращения результатов научно-технического прогресса в конечные продукты и услуги, в то новое, в чем нуждаются потребление и производство.

Таким образом, для успешного решения задач инновационного развития необходимо сформировать внутренний спрос на продукцию инновационной деятельности, грамотно использовать меры налогового и таможенно-тарифного регулирования, внести необходимые поправки в нормативно-правовую базу, в том числе касающуюся предоставления приоритета инновационным предприятиям в государственных закупках.

В развитых странах власти поддерживают спрос на инновации за счет стимулирования роста новых рынков. В России же считается, что инновационный прорыв создадут качественные экспертизы инвестпрограмм госкомпаний, а также требования инноваций от имени государства. Чаше всего в государственных программах вместо анализа технологического отставания и низкого уровня инновационной активности, а также разработки мер по повышению инновационной восприимчивости реального сектора делается акцент на распределении бюджетных средств. Совершенно игнорируется такой ключевой стимул к инновациям в бизнесе, как справедливая конкуренция.

Для России наиболее приемлемым вариантом решения инновационных проблем будет применение смешанной технологии с элементами стратегии лидерства в нескольких сегментах, в которых имеются или могут быть созданы конкурентные преимущества, но обязательно с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики, ориентированной на технологическое перевооружение на основе импортных технологий и точечное стимулирование отечественных разработок.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое интеллектуальная собственность?
  • 2. Какую роль выполняет интеллектуальная собственность в инновационной экономике?
  • 3. Каковы основные стимулы эффективного использования интеллектуальной собственности в инновационной экономике?
  • 4. Как понимать государственный контроль за объектами интеллектуальной собственности?
  • 5. В чем состоят основные трудности внедрения инноваций в России?

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет
Факультет управления и региональной экономики

Кафедра экономики предприятия и инновационной деятельности

Доклад
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
на тему
«Проблемы развития инновационной деятельности»

Работу выполнил:
Cт. гр. МТБ-091
Белозуб Светлана Валерьевна
Работу проверил:
ассистент
Кафедры ЭПИД
Азмина Юлия Михайловна

Волгоград, 2011
Оглавление
Введение 3
Проблемы инновационной деятельности 6
Современные аспекты инновационной деятельности 13
Актуальные направления государственного регулирования 16
Основные направления активизации инновационной деятельности 18
Содействие международному сотрудничеству 21
Заключение 25
ЛИТЕРАТУРА 26

Введение

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.
Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей.
Основные цели государственной инновационной политики в Российской Федерации:
- содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;
- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
С учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Объектом исследования являются субъекты инновационной деятельности
Предметом исследования являются производственные инновации, направленные на совершенствование производимых товаров или услуг.


1. Инновации и их сущность
Термин «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. 1
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних.
Российскими официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:
«Инновация (нововведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. «Инновационная сфера» - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

2. Проблемы инновационной деятельности

В настоящее время в России отсутствует сформировавшая инновационная инфраструктура. Поэтому создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектов, является важнейшей проблемой, требующей оперативного решения.
При этом в первую очередь, должен быть решен комплекс проблем, связанных с:
- разработкой и развитием инновационной инфраструктуры в целом как единого распределенного по регионам и отраслям механизма научно- технических нововведений в виде инновационно-технологических фирм (центров), которые через реализацию технологии наукоемкого инжиниринга обеспечивают в короткие сроки конкурентоспособную реализацию инноваций;
- созданием научно-технической базы инновационной инфраструктуры страны и регионов, а также разработкой методических и организационно- нормативных материалов по научно- техническим нововведениям.
Реализация комплексных инновационных проектов должна основываться на интеграции лучших мировых достижений в области автоматизации и компьютеризации процессов разработки, создания и управления инновационными проектами. Только в таком случае будет формироваться уровень инновационной инфраструктуры, обеспечивающий темпы социально-экономического развития, превышающие темпы развития передовых стран мира, что в будущем обеспечит уровень благосостояния, который будет складываться к этому времени в развитых странах. 2
Для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна содержать и решать проблемы следующих свойств:
- распределенность по всем регионам в виде инновационно- технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности;
- универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;
- профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
- конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат.
Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности;
- высокий уровень научно-технического потенциала;
-кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
- финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

- высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
-гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
К сожалению, нет четкой и полной нормативной базы по интеллектуальной собственности - основного объекта инновационной деятельности. В последнее время федеральные министерства делают содержательные шаги в этом направлении.

Статистические данные
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах, млрд. руб.) 3

2007 2008 2009 2010
33247,5 41276,8 38786,4 44939,2
В условиях мирового кризиса, когда происходит падение стоимости нефти, экспортные доходы России существенно снижаются, что, в свою очередь, меняет ситуацию с бюджетом и динамикой изменения ВВП.
Стоимость нефти уже в конце 2008 года начала активно снижаться, в декабре она упала ниже 40 дол. за баррель. Предпосылки для продолжения кризиса видны уже сейчас. Падение промышленного производства в ноябре 2008 года по сравнению с ноябрем 2007 года составило 8,7%. В результате сокращения объемов строительных работ выпуск строительных материалов снизился в октябре на 4,1%, а в ноябре на 14,9.
В декабре 2009 года ВВП снизился по сравнению с декабрем 2008 года на 0,7%. Главными причинами сокращения ВВП эксперты называют падение доходов населения и инвестиций в экономику страны. При этом экономисты отмечают, что затормозить падение ВВП в декабре 2009 года удалось только за счет роста бюджетных расходов.
В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,3%, тогда как еще в ноябре наблюдался их рост на 3,9%. Основная причина сокращения инвестиций - недоступность банковского финансирования на фоне роста процентных ставок и дефицита ликвидности, во многом спровоцированного пошаговой девальвацией рубля. Вслед за падением инвестиций реальные располагаемые доходы населения в декабре 2008 года сократились на 11,6% (в ноябре 2008 года сокращение составило 6,2%, а в 2008 году - рост на 2,7% после роста на 12,1% в 2007 году). Реальная зарплата же в декабре 2008 сократилась на 2%, тогда как еще ноябре 2008 года наблюдался ее рост на 3,9%. В 2008 году реальная зарплата выросла на 9,9% против роста на 17,2% в 2007 году.
Число организаций, выполнявших исследования и разработки по субъектам РФ 4
2007 2008 2009
Российская Федерация 3957 3666 3536
Центральный федеральный округ 1536 1445 1383
Северо-Западный федеральный округ 606 533 518
Южный федеральный округ 355 321 316
Приволжский федеральный округ 585 549 532
Уральский федеральный округ 233 220 211
Сибирский федеральный округ 464 429 410
Дальневосточный федеральный округ 178 169 166
На основе статистических данных можно сделать вывод, что в 2007г. преимущество выполнявших исследований приходилось Центральному и Северо-Западному округу, а уже в 2009 г. место лидирующих округов по разработкам заняли Центральный и Приволжский федеральный округ. Также видно, что значительно уменьшилось с 2007г. по 2009г. число организаций в Дальневосточном федеральном округе.
При анализе численности малых предприятий следует различать две цифры, характеризующие разные величины: количество зарегистрированных и количество действующих предприятий. Количество действующих малых предприятий служит основой для создания генеральной совокупности объектов статистического наблюдения и последующего отбора предприятий, включаемых в выборочное обследование. Количество зарегистрированных определяет число, на которое распространяются результаты выборочных наблюдений. 5
Инвестиции в основной капитал (в части новых и поступивших по импорту основных средств) представляют собой совокупность затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затрат на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий по субъектам Российской Федерации, млн. руб. 6
2007 2008 2009
Российская Федерация 120469,1 171321,7 259074,5
Центральный федеральный округ 29666,2 38999,6 50827,8
Северо-Западный федеральный округ 12956,6 15478,4 20975,7
Южный федеральный округ 23926,8 31686,2 47467,2
Приволжский федеральный округ 24119,9 38440,6 61686,9
Уральский федеральный округ 10546,7 12601,9 21062,2
Сибирский федеральный округ 14616,6 27251,2 45369,8
Дальневосточный федеральный округ 4636,3 6863,9 11684,8

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (по видам)

2007 2008 2009
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования
658 660 662
6208,4 6214,8 6135,6
Университеты
число образовательных учреждений 346 350 345
в них студентов, тыс. человек 4571,2 4596,8 4530,1
Академии
число образовательных учреждений 166 165 177
в них студентов, тыс. человек 903,2 880,2 915,4
Институты
число образовательных учреждений 146 145 140
в них студентов, тыс. человек 733,9 737,8 690,1

Анализируя статистические данные по Государственным и Муниципальным образовательным учреждениям, видно, что с 2007г. по 2009г. преобладают университеты в них наибольшее число обучающихся студентов, принятых студентов и выпущенных специалистов по сравнению с другими видами образовательных учреждений. Число институтов за период 2007-2009гг. было сокращено, что сказывается на сокращении в них студентов и выпущенных специалистов

3. Современные аспекты инновационной деятельности

В российской экономике наблюдается возрастающая потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится все более очевидным, что без опоры на инновации не удастся одержать победу над экономической и технологической отсталостью страны, повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках.
Это требует создания условий для опережающего, инновационного развития России. Несмотря на достижения российской экономики в части повышения ее устойчивости, обеспечения высоких темпов роста, остается отставание отечественного производства от мирового уровня технико-технологического прогресса. Экспортная ориентация отечественной экономики на природное сырье обусловлена не только его богатыми запасами и высокими мировыми ценами.
Малочисленность изготовляемых в России видов конкурентоспособной продукции машиностроения, приборостроения, так же как и продуктов глубокой переработки добываемого в стране углеводородного сырья, удовлетворяющих по показателям качества требованиям мировых стандартов, служит главным препятствием полноценного проникновения страны на внешние рынки. Исключение представляют отдельные образцы оборонной техники. Консервативное отношение к восприятию технических и технологических инноваций было в значительной степени свойственно советской экономике. Подразумевалось, что переход к рыночным отношениям, активизация конкуренции между товаропроизводителями стимулирует интерес предприятий, компаний к инновациям в технике и технологии, организации производства.
Одна из весомых причин наблюдаемой ситуации кроется в недостаточном внимании к поиску эффективных путей решения проблемы, повышения инновационной активности со стороны органов государственного управления экономикой. Реальные институты и инструменты государственного регулирования инновационных процессов используются слабо. Также недостаточна направленность бюджетного распределения финансовых ресурсов, федеральных и региональных целевых программ, кредитно-банковской и налоговой системы, государственных преференции на развитие технико-технологического прогресса, производственных и управленческих инноваций. Кроме того, остается невысоким научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными процессами в условиях, отражающих специфику функционирования национальной экономики.
В качестве основных причин неблагоприятной ситуации можно выделить следующих:
- инновационная деятельность во всех ее фазах сопряжена с длительным сроком ожидания и высоким риском неполучения прогнозируемого, ожидаемого конечного результата, в связи с чем рыночные субъекты хозяйствования в России предпочитают не связываться с инновационными проектами и концентрировать свою деятельность на сделках, приносящих уверенную прибыль за короткий период времени;
- осуществление инновационных проектов требует значительных затрат, отвлечения на продолжительное время масштабных финансовых ресурсов в виде инвестиций в научные исследования и разработки, опытное производство, испытания. Малые венчурные фирмы такими средствами не обладают, а привлечь кредитный банковский капитал, неохотно предоставляемый им даже под высокий процент, весьма трудно;
- зарождение инноваций в виде идей, замыслов, их исследовательское обоснование, проектное воплощение и практическое подтверждение, реальное применение требуют объединения и координации работ в рамках единого цикла «наука-техника-производство». Организовать согласованное функционирование всех звеньев этой цепи часто не под силу одной организации.
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Важным условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение инновационных инвестиций, вложение собственных денежных средств, структурная организация инновационной деятельности на предприятии. Привлечение инвестиций является основным способом финансирования инновационной деятельности, для этого предприятие должно иметь высокую финансовую устойчивость и ликвидность. В силу сложившегося финансового кризиса в стране данный метод будет нерентабелен. Можно использовать привлечение собственных средств, но при этом будет большой риск неполучения желаемого результата, так как вложения осуществляются на долгосрочный период.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов. Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.
Необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. Таким образом, в условиях сложившегося финансового кризиса развитие инновационной деятельности на предприятии достаточно проблемно.
Преодолеть отмеченные трудности на основе действия рыночных механизмов, без государственного регулирования и поддержки в условиях все еще несовершенного российского рынка способны только крупные трансконтинентальные корпорации энергетического, нефтегазового, металлургического комплексов.

4. Актуальные направления государственного регулирования

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, являются следующие: 7
1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.
2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.
3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития.
4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.
Анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и придание инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России позволяет выделить следующие актуальные направления государственного регулирования технико-технологического прогресса:
- возрождение угасающей государственной или государственно поддерживаемой автономной научно- исследовательской инфраструктуры, инициирующей и генерирующей продуктивные научные идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты;
- формирование спроса и государственного заказа на инновационные товары и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения, используемые в оборонных и гражданских отраслях;
- создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации;
- организация государственной или поддерживаемой государством системы страхования рисков инвестиционно-инновационной деятельности;
- государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов.
Ведущую роль в инновационном развитии экономики России призваны играть федеральные целевые программы. Количество инновационно- ориентированных федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, весьма велико. Однако это еще не означает их эффективной отдачи. Реальный уровень бюджетного финансирования программ – немногим более 50% годовых назначений, а эффективными оказываются примерно 20% из общего состава программ.
и т.д.................

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Е.А. Демидова, С.С. Кошелев Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Е.А. Павлова

В статье проводится анализ основных проблем, с которыми сталкиваются предприятия, деятельность которых является разработка и внедрение инноваций.

В условиях современной экономики инновационная деятельность является важным фактором успешного функционирования предприятия.

Под инновационной деятельностью обычно понимают деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования методов их изготовления с последующим внедрением и реализацией на внутреннем и внешнем рынках.

Предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, можно разделить на две группы: для первых инновационная деятельность необходима для более эффективного осуществления основной деятельности, т.е. они выступают потребителями инноваций, а на других инновации - это конечный продукт производства. Последние предприятия называются предприятиями высоких технологий. К ним можно отнести Интернет-компании, разработчиков программного обеспечения и производителей полупроводниковых микроустройств, операторов мобильной и космической связи, биотехнологические компании, компании, занятые в сфере НИОКР.

Основной проблемой, с которой сталкиваются российские предприятия, так или иначе связанные с инновационной деятельностью, является проблема квалифицированного управляющего персонала. Это связано, в первую очередь, с тем, что в настоящее время не хватает специалистов, способных разработать стратегический план инновационной деятельности, адекватный существующей экономической ситуации. Менеджер, осуществляющий инновационную деятельность, должен быть способен одновременно как к экономическому, так и научному анализу проблемы. В противном случае, если во главе проекта оказывается ученый, то стратегический план предприятия может оказаться сосредоточенным в большей степени на технической и технологической стороне продукции, не уделяя достаточного внимания вопросам продвижения товара. Если инновационным проектом занимается экономист, то часто в плане недостаточное внимание уделяется влиянию технологических факторов.

Для подготовки специалистов, способных спланировать как научные, так и экономические стороны инновационного проекта, существует специальность «Инновационный менеджмент», которая появилась в России сравнительно недавно, и ее выпускники не могут удовлетворить потребности рынка в полной мере. Кроме того, это направление науки само по себе не является подробно разработанным, так как до 1990-х годов инновационная деятельность осуществлялась в рамках централизованного планирования, поэтому не хватает не только выпускников по специальности, но и преподавателей-практиков.

Один из способов решения данной проблемы - выработать методологию составления стратегического плана инновационной деятельности, детально описывающую каждый этап, с тем, чтобы даже человек, не специализирующийся на инновациях, но имеющий экономическое образование, мог их выполнять.

Другой проблемой, с которой сталкиваются оба типа указанных выше предприятий, является финансирование инновационной деятельности. Разработка и внедрение инноваций, естественно, требует вложения финансовых средств. При этом, чем боль-

шую прибыль от нововведения рассчитывает получить в будущем организация, тем больше затрат ее ожидает. Инновационный бизнес - высокорисковый, поэтому процесс поиска инвестора - чрезвычайно трудоемкий и дорогостоящий.

Теоретически в качестве источника инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и сбережения населения. Однако в России существующие программы поддержки инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне предполагают инвестирование в инновационные предприятия в незначительном объеме.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В то же время достаточно активными участниками международного финансового рынка являются международные финансовые организации. При этом наиболее привлекательными сферами вложения капитала для иностранных инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для обеспечения конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений НТП.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской федерации в 2004 г. в добывающую промышленность было вложено около 27% от общего числа иностранных инвестиций, в обрабатывающие производства - около 22%, в предприятия высоких технологий, а именно в деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий порядка, и в научные исследования и разработки - 0,2% и 0,0%, соответственно.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства, однако малые инновационные предприятия часто не имеют достаточной прибыли для того, чтобы обойтись без заемных средств.

Еще одним из основных внешних источников получения инвестиционного капитала в денежной форме являются среднесрочные и долгосрочные кредиты банков. Однако в условиях нестабильной экономики России коммерческие банки и финансовые компании редко идут на предоставление долгосрочных кредитов, опасаясь невозврата. Кроме того, банковские кредиты выдаются под довольно высокий процент, в связи с чем заемщики несут значительные потери, обусловленные длительностью периода инвестирования.

В структуре инвестиций российских организаций за 2004 г. доля деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, составила 0,7%, в научных исследований и разработок - всего 0,2%.

Все это приводит к тому, что, согласно данным Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, только 3% предприятий имеют инвесторов, но при этом с ними не заключаются стратегические договоры, а 85% российских инновационных предприятий, согласно данным того же Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, не имеют инвесторов.

Возможным вариантом выхода из ситуации является развитие и государственная поддержка венчурных сетей, которые обеспечат централизацию инновационных проектов, доведение их до практической реализации и полное финансирование, укрепление позиций предприятий на рынке за счет диверсификации риска между субъектами структуры и компенсации убытков одних партнеров за счет прибыли других, а также доступ к зарубежным достижениям передовой технологии в случае международной интеграции.

Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются инновационные предприятия, является нестабильность внешней технологической среды. Она, в основном, затрагивает именно предприятия высоких технологий. Для них неожиданные изобретения, появление более новых технологий, угроза имитаторов, которые не всегда возможно спрогнозировать, представляют большую угрозу. Спрос на инновационную продукцию реагирует на эти факторы значительно быстрее, поэтому любая задержка в проектировании и внедрении инноваций или вообще отказ от них в современных конкурентных условиях для предприятия равносильны банкротству. Даже грамотно построенный и реализованный план разработки и внедрения интеллектуального продукта может оказаться нерентабельным в связи с тем, что в это же время появились изобретения, которые коренным образом меняют существующие технологии.

Чтобы этого избежать, необходимо создать гибкую структуру инновационного предприятия, способного быстро реагировать на изменения внешней среды, проводить анализ текущих технологических изменений и прогнозирование тенденций развития смежных технологий.

Но даже когда инновационный продукт уже готов, предприятие-разработчик сталкивается с новой проблемой - проблемой продвижения инновации и защиты авторских прав.

Немаловажно также правовое обеспечение инновационной деятельности. В настоящее время стоит вопрос о принятии федеральных законов о коммерческой тайне, о секретных изобретениях, о результатах интеллектуальной деятельности, а также внесении изменения в налоговое законодательство, касающееся стимулирования процессов создания, правовой охраны, вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и освоения производства наукоемкой продукции.

Для решения этих проблем необходимо формирование тесных связей предприятий высоких технологий с предприятиями-потребителями инновационной продукции, с банковскими структурами и сферой образования, а также правовая и экономическая государственная поддержка.

Литература

1. Герасимов В.В., Минина Л.С., Васильев А.В. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учеб. пособие. Новосибирск, 2003. 64 с.

2. Копнин В.В. Формирование и оценка эффективности инновационной деятельности малых предприятий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб, 2004. 20 с.

3. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью. Ч. 2. Управление коммерциализацией интеллектуальной собственности: Учеб. пособие. М., 2003. 295 с.

4. Инновационные возможности России. http://www.ivr.ru

5. Портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. http://www.gks.ru/wps/portal

6. Шульгина Н.В. Финансирование малых инновационных предприятий (Опыт США). // Науковедение. 2003. № 2. С.68-82.

Первой и наиболее важной проблемой на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Как уже говорилось, инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает:

    высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);

    большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);

    длительный период развития (5-7 лет).

С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны, хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. К сожалению, основными отраслями финансирования, как и при СССР, остается оборонная, летательная, космическая промышленность. Такая модель развития давно устарела и не приносит результатов из-за секретности большинства открытий.

Третьей проблемой становится нежелание самих ученых, инженеров, аспирантов и других научных сотрудников осуществлять исследовательскую деятельность в России. Со средней заработной платой в 40-45 тыс.руб. российские ученые не имеют стимулов проводить исследования, искать новые технологии и пути их внедрения в бизнес. За те же деньги любой из них может спокойно работать с типовыми программами в коммерческом бизнесе. Нередко происходит «утечка мозгов» за границу, где за исследовательскую деятельность научный сотрудник получает в 2,3-3 раза больше, чем на той же должности в России.

Также в последнее время у аспирантов различных ВУЗов большую популярность набирает работа на иностранные компании без выезда за границу. Т.е. аспирант в своей стране проводит исследование, отправляет его по интернету заказчику и зарабатывает таким способом от $500 за заказ, не выходя из дома. В России за те же деньги аспиранту придется работать в офисе 1,5-2 месяца.

К четвертой проблеме относится интеллектуальную собственность. В отличие от любых других материальных продуктов знание не имеет непосредственного экономического ограничения, его ценность не зависит от масштабов распространения. В этом плане знание – неисчерпаемый ресурс, которым безвозмездно могут пользоваться не только сегодняшнее, но и будущее поколения. Следовательно, с экономической точки зрения цена нового знания равна нулю.

В то же время новое знание расширяет возможности человека в использовании новых способов замещения традиционных источников энергии, получения новых материалов и технологий – в общем, всего того, что существенно увеличивает экономический потенциал. В этом плане полезность нового знания стремится к бесконечности, т.е. и цена знания стремится к бесконечности.

В современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания.