Деформированный текст. Формирование структуры предложения у детей с зпр

Тема: Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди»

2 класс

Цели:

1. Закреплять знания о структуре текста – повествования.

2. Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.

3. Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.

4. Формировать умение составлять заключительную часть текста.

5. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.

6. Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.

ХОД УРОКА:

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. О каких событиях рассказал художник?

Почему лебеди остались на озере? (у одного из них болело крыло)

Какой текст получится по этим картинкам? Почему?

Проверим, согласен ли с вами компьютер…

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ.

Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (части текста)

Сколько всего полосочек? (4). Почему? (4 части)

Почему одна полоска пустая? (нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.

Какое задание нам нужно выполнить? (составить текст)

Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (будет нарушена последовательность событий)

А что нам поможет определить последовательность? (картинки)

Как будете устанавливать порядок частей? (смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т. д.)

Составьте текст (у себя на парте).

Проверим. (По слайдам)

Прочитай 1 часть.

Прочитай 2 часть.

Прочитай 3 часть.

Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?

Кто заметил ошибки? Исправьте.

Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (в конец). Почему? (нужно придумать продолжение рассказа)

Положите пустую полоску в конец.

Как будет называться эта часть текста? (заключительная)

А какие части уже есть? (вводная и основная)

Ребята, частей 3, а полосок – 4! Почему? (в основной части – 2 маленькие части).

3. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.

А чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.

Почему лебеди не улетели со всеми вместе, а остались на озере? (У одного из них болело крыло)

Какая опасность им грозила? (Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть)

Прочитайте, что спасло их от гибели? (Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе).

Определите тему этого рассказа («Как спасли лебедей» или «Как помогли лебедям»)

Как можно назвать этот рассказ?

    Помощь лебедям (птицам)

    Как спасли птиц (лебедей)

    Спасение лебедей (птиц)

Запишите свой заголовок.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

    Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)

    Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)

    Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)

А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.

Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.

весна

? осень

А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей

Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):

    Весной лебеди вернулись на озеро.

    Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.

    Весной на озере лебеди встретили свою стаю.

    Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.

5. ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой.

Гордо и прямо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)

Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?

У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.

выздо ро ве л (по прави лся)

о тпустили на волю

ве рнули сь

в стрети ли свою стаю

улетели

вместе с родной стае й

7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Если позволяет время:

Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.

Если времени мало:

Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.

    ПРОВЕРКА.

Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.

    ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

Что вызвало затруднение?

Что понравилось?

Спасибо за урок.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Осень это загадочное время года, пленяющее красотой осыпающихся листьев..

Ласковым пением птиц и Волшебными Природными Пейзажами.. Как прекрасно в тихий, солнечный осенний денёк пройтись не спеша по парку, подбрасывая ногами яркие россыпи листьев, побродить по лесу, вдыхая свежий воздух и насладиться неземной красотой природы чудесного и..загадочного времени года.. Осени..


Лебединое Озеро Осенью! На водной глади его обитают одни из красивейших птиц..
Белые Лебеди.. Озеро.. Лебеди.. Осень.. И тишина как в Раю..

Осень! Звенит начищенным бокалом, потоньше чешского стекла…
Ночами холоднее стало, жара куда-то утекла.. Роса, твердея, серебрится..
Вода прозрачна, как хрусталь..



Небо Осени, как огромный плафон, отбрасывает белесый свет, не дающий тени..
Издавна человек поклонялся Лебедям, почитая их за гордый и неприступный вид..
У многих народов Зауралья, Лебеди являлись тотемными животными..


Осенью Лебеди должны быть уже полностью самостоятельными.. Золотая Осень у причала.. Белых кораблей Осенний клик.. Стая Лебедей мне мысль умчала,
По реке лишь белых крыльев блик..


Часто из-за территории возникают ссоры и даже драки.. Таким образом Лебеди отвоёвывают для себя возможность прокормиться самим и прокормить своё потомство..


Лебеди Осенью отправляются на юг.. В начале передвижений летят парами или отдельными особями.. Позже, когда летит основная масса, собираются уже небольшими группами по 10 - 12 особей..


Лебеди, лебеди - Белые грации.. Летнего времени Галлюцинации…
Словно хрустальный Осенью лёд…Снова прощальный.. Дальний полёт…


Перелёты происходят по ночам..
Днём птицы отдыхают на озёрах и в тростниках..


Скопление лебедей Осенью на каком-нибудь озере - явление достаточно редкое. Лебеди Осенью летят быстро, по самому короткому и прямому пути, не останавливаясь на отдых, до тех пор пока не выбьются из сил..


Первые птицы летят в начале октября.. Основная масса с 15 октября по 20 ноября. После этого летят уже только отдельные птицы..


Некоторые птицы парами, а иногда и несколько пар Осенью никуда не улетают..
Эти Лебеди остаются жить на озёрах и в парках не далеко от людей. Таких птиц Осенью, люди, живущие рядом, стараются подкармливать. В городах для оставшихся птиц строят домики, в сельской местности пускают пожить в сараи..


Лебеди - очень красивые и грациозные птицы.. Не знаю как у кого-то может подняться рука на это совершенство? Очень правильно поступают те, кто подкармливает их и помогает тем птицам, которые не улетели Осенью на юг, а остались зимовать у нас.


Лебеди и Осень! У них очень романтичная история.. люди всегда преклонялись перед этим гордым и верным созданием.. Жаль, у нас их уже не встретить в дикой природе..


Вот уж точно полезно знать каждому от чего так мало Лебедей становится в городах, где населению людей уже и счету нет.. Слишком опасно стало Осенью находится в прудах и озерцах городских парков..


Осенью Лебеди селятся куда дальше и часто летают с места на место.. А раньше помнится пару Лебедей даже зимой можно было увидеть...


Озеро.. Лебеди.. Осень.. Листьев цветных хоровод..
Они летят под облачною гущей
С закатом, догорающим на них..
Закинул шею тонкую ведущий
Назад и окликает остальных..


Белый Лебедь.. Лебедь чистый.. Сны твои всегда безмолвны.. Безмятежно-серебристый.. Ты скользишь, рождая волны..


Под тобою глубь немая.. Без привета, без ответа.. Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света..


Какая Осень разная! То хмурая, то ясная..То яркая.. Счастливая, то серая, тоскливая..


Осень - время мудрости.. Осень никого не оставляет равнодушным, заставляя даже самых счастливых людей задуматься о мимолётности нашего существования..


Cлайд 1

Cлайд 2

Упражнения на основе образца; II. Конструктивные; III. Творческие. Упражнения с предложениями могут быть разделены на 3 группы:

Cлайд 3

Основные приемы работы над предложениями: чтение образцов взрослым: Интонационная работа над предложением помогает, во – первых, лучше понять его содержание; во – вторых, усвоить и запомнить образцы, которым ребенок должен подражать; в–третьих, помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что в общем положительно сказывается на грамотности, а в дальнейшем на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у детей языковое чувство (чутьё). I. упражнения на основе образца;

Cлайд 4

вопрос взрослого: - «Что дети собирали в лесу?». - «Дети собирали в лесу малину». -«Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». (Ошибки: «дети делали – они собирали в лесу малину»).

Cлайд 5

составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему: Например: «Кошка лакает молоко». «Собака грызет кость». «Лошадь жует сено».

Cлайд 6

Из слов в начальной форме: Волк, бежать, в, лес. Мама, идти, на, работа. Папа, делать, машина. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Из слов в начальной форме, перепутанных между cобой: Бежать, лес, волк, в. Работа, на, идти, мама. Машина, папа, делать. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Когда все слова даны в нужной форме: Видели, дети, белочку, рыженькую, лесу, в. Дети видели в лесу рыженькую белочку. В лесу дети видели рыженькую белочку. II. Конструктивные упражнения

Cлайд 7

«Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.» Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности: Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Cлайд 8

Деление текста (на слух 3-5 предложений). «У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошку морковку ай да помощница» «У мамы была дочка Маша. Она помогала маме по хозяйству. Мама варила суп, а Маша ей помогала. Чистила картошку, морковку. Ай, да помощница!»

Cлайд 9

Распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? - Перелетные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.

Cлайд 10

Соединение двух или трех простых предложений в одно: Мальчики выкопали картошку. Девочки собрали помидоры и огурцы. Мальчики выкопали картошку, а девочки собрали огурцы и помидоры. Дополнение слов в предложение: Лодка доплыла…(до) берега, пляжа, острова, моста. Дети играют …(в) кубики, машинки, куклы, прятки.

Cлайд 11

Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты: Мальчик дала девочке гриба. Медведь спит под берлогой.

Cлайд 12

По теме, заданной взрослым «Одежда» У меня новая одежда. Мама постирала мою одежду. Папа пришёл с работы в грязной одежде. Одежда продается в магазине. Одежду шьют на фабрике. По предмету или предметной картинке III. Творческие упражнения

Cлайд 13

По опорным словам или картинкам В машине везут бегемота. Бегемот не влез в машину. Камаз едет за бегемотом. Бегемот похож на большой Камаз. Бегемот меньше, чем Камаз.

Cлайд 14

По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению: «Золотые руки» У моей мамы золотые руки. Мне сказали, что у меня золотые руки. Золотые руки у людей, которые всё умеют делать.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Модели предложений I этап. «Существительное +глагол» – «Мама гладит». «Папа читает».

Cлайд 18

«Развитие скорости чтения» - Методика. Чтение согласных. Мальчики. Поле зрения. Слоговая таблица. Развитие скорости чтения. Режим щадящего чтения. Зрительный диктант. Занятия чтением. Процесс формирования навыка чтения. Эксперименты. Артикуляционная гимнастика. Использование таблицы Шульте. Навык чтения. Типичные ошибки. Правильное обучение навыкам чтения.

«Творчество на литературе» - Условия для развития творчества. Развитие творческих способностей. Сочинения. Жизненные навыки. Творческое мышление. Социализация. Приобщение к литературе. Школьники учатся пересказу. Да, там костёр, люди – страшно, но вперёд. Приём интеграции уроков.

«Скорость чтения» - В 4, 5 классах – снижается до 30-40 %. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе успеваемость падает. В 4 классе – растёт. Расширение поля зрения. Через слово. (можно «цепочкой») Линейки по полям. Значит, единственный вариант – тройка.

«Продуктивное чтение» - Развитие гибкого чтения. Современные образовательные средства. Проверочные работы. Работа с текстом до чтения. Изучающее чтение. Виды уроков. Сказка. Тренинги по развитию читательских умений. Тетрадь по литературному чтению. Букварь. Сравни отрывок из записи. Современные методы развития памяти. Виктор Драгунский.

«Антиципация в литературе» - Обучение технологии. Результаты применения технологии. Фотоохотой занимался пёс Шарик из Простоквашино. Технология обучения детей приёму антиципации. Проверка себя по тексту. Антиципация применяется во время чтецких разминок. Поиск скрытых вопросов и ответы на них. Шёл охотник на охоту, увидал в кустах кого-то.

«Развитие техники чтения» - Прочитай. Быстро составляй и читай слова. Будка. Читай, изменяя слова. Буквенный дождик. Прочитай слоги. Найди «секрет» чтения. Читай слова. Пушка. Прочитай и найди слова. Слова. Составляй и читай слова. Каждой согласной свое место. Ошибка художника. Определи последний согласный. Добавляй парные согласные.

Всего в теме 23 презентации


Основные приемы работы над предложениями: чтение образцов взрослым: Интонационная работа над предложением помогает, во – первых, лучше понять его содержание; во – вторых, усвоить и запомнить образцы, которым ребенок должен подражать; в–третьих, помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что в общем положительно сказывается на грамотности, а в дальнейшем на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у детей языковое чувство (чутьё). I. упражнения на основе образца;






Из слов в начальной форме: Волк, бежать, в, лес. Мама, идти, на, работа. Папа, делать, машина. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Из слов в начальной форме, перепутанных между cобой: Бежать, лес, волк, в. Работа, на, идти, мама. Машина, папа, делать. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Когда все слова даны в нужной форме: Видели, дети, белочку, рыженькую, лесу, в. Дети видели в лесу рыженькую белочку. В лесу дети видели рыженькую белочку. II. Конструктивные упражнения


«Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.» Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности: Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.


Деление текста (на слух 3-5 предложений). «У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошку морковку ай да помощница» «У мамы была дочка Маша. Она помогала маме по хозяйству. Мама варила суп, а Маша ей помогала. Чистила картошку, морковку. Ай, да помощница!»


Распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? - Перелетные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.


Соединение двух или трех простых предложений в одно: Мальчики выкопали картошку. Девочки собрали помидоры и огурцы. Мальчики выкопали картошку, а девочки собрали огурцы и помидоры. Дополнение слов в предложение: Лодка доплыла…(до) берега, пляжа, острова, моста. Дети играют …(в) кубики, машинки, куклы, прятки.

















II этап. 4.«Существительное +глагол + существительное + существительное» - «Мама гладит платье утюгом». 5. «Существительное +глагол + существительное + предлог + существительное» - «Мальчик ловит рыбу в реке». 6. «Существительное + глагол + наречие» – «Солнце светит ярко». 7. «Существительное + глагол + прилагательное + существительное» – «Таня купила красивую открытку». 8. «Существительное + глагол + предлог + существительное + прилагательное + существительное» – «Таня повязала на шею новую косынку». 9. «Существительное + глагол + предлог + прилагательное + существительное» - «Цветы распустились на весеннем лугу». 10. «Прилагательное + существительное + глагол + предлог + прилагательное + существительное» - «Красивые цветы распустились на весеннем лугу».


III этап. С противительным союзом «а – но» 11. «Существительное + глагол «а» существительное + глагол» «Света читает, а Катя рисует». 12. «Существит. + прилагательное «но» существит. + прилагательное» «Яблоко сладкое, но виноград слаще». С однородными членами 13. «Существительное + существительное +глагол» «Яблоки, сливы, груши, растут……» 14. «Существительное +глагол + глагол» «Собака лает, грызет…..» 15. С придаточными союзами «если», «когда», «потому что» «Я беру с собой зонтик, когда на улице начинается дождь». «Я пойду в магазин, если мама меня возьмет с собой».