Возрождение флоренция колыбель итальянского возрождения презентация. Презентация на тему "флоренция- колыбель итальянского возрождения". Алтарь Собора Сан-Антонио

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок МХК в 10 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Желтова О. А. Эпоха Возрождения (Ренессанса)

…Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать…Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. И. Бунин Эпиграф

Истоки Возрождения Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски « ринашименто »), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье

Признаки культурного смысла Возрождения расцвет культуры; переворот в культуре; переходный культурный этап; восстановление античности

Изменения в мировоззрении Возрождение В центре интересов человек Проповедь активности Варьета (разнообразие) Авторство Линейное восприятие времени Гуманизм Средневековье В центре интересов бог Проповедь пассивности Каноничность Анонимность Цикличность восприятия Аскетизм

Что же такое гуманизм? Гуманизм – это направление в философии, науке и искусстве, в котором внимание концентрируется на качествах человека. Человек в гуманизме рассматривается как «мера всех вещей», и критерием оценки чего бы то ни было в гуманизме считается благополучие человека

Эпоха Возрождения (хронология) Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс («треченто») Вторая половина 14-15 века – раннее Возрождение («кватроченто») Конец 15-первые три десятилетия 16 веков – высокое Возрождение («чинквеченто») Вторая половина 16 века – позднее Возрождение.

Проторенессанс « протос »- «первый » (конец XIII-XIV вв.) Проторенессанс подготовил наступление Ренессанса Черты нового особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337 гг.). Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто впервые совершенно иначе истолковывает события Священного писания

Джотто «Поцелуй Иуды»

Раннее Возрождение (XV в., кватроченто) Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески (1377 -1446) скульптор Донателло (1386 - 1466) живописец Мазаччо (1401 - 1428)

Брунеллески - (1377 -1446) Собор Санта-Мария дель Фьере

Браманте. Церковь Санта-Мария делла Грация

Замок Шенонсо во Франции

Интерьер замка Шенонсо

Замок Шамбор во Франции

Донателло - (1386 - 1466). Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения

Донателло

Мазаччо - (1401 -1428). Изгнание из рая

(настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи)

Sandro_Botticelli

Портрет Симоны Веспуччи

«Поклонение волхвов»

Портрет молодого человека с печатью Козимо Медичи

«Рождение Венеры»

«Оплакивание Христа»

Портрет Джулиано Медичи

Венера и Марс

Портрет Данте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы: 1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...

Работа на уроке способствует раскрытию скрытого смысла романа, подводит к авторской мысли о пути героя....

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения МОБУ СОШ № 4 пгт Лучегорск Пожарского муниципального района Приморского края, учитель истории и обществознания Забора В. В. 2014

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Флорентийское чудо Брунеллески Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. 1420-1436 гг. Флоренция

4 слайд

Описание слайда:

Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции, и самими современниками он мыслился символом новой эпохи - Возрождения.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Воспитательный дом. 1419 – 1444 гг. Флоренция В здании воспитательного дома 1421-44 гг. Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость.

7 слайд

Описание слайда:

В 1419 г. Брунеллески начал постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата,- здание фактически является ее ажурной «стеной». Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. Открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера. От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями. По углам ряд колонн имеет по пилястре, над каждой из них покоится архитрав, который тянется над всеми арками. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской - синим и белым - они делают ритм колонн спокойнее).

8 слайд

Описание слайда:

В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428) церкви Сан-Лоренцо Брунеллески впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения.

9 слайд

Описание слайда:

Донателло – первый скульптор эпохи Возрождения, отошедший от средневековых традиций. Он положил начало скульптурному портрету, показу богатства индивидуальности человека, вновь обратился к античным идеалам, решил проблему устойчивой постановки фигуры, возродил изображение обнаженного тела в скульптуре, создал первый светский памятник, новый тип надгробия, стал использовать в своих произведениях линейную перспективу. Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески.

10 слайд

Описание слайда:

Бронзовая статуя Давида (ок. 1430–1433, Национальный музей, Флоренция) создана Донателло под влиянием античных образцов. Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело, так как это делали мастера античного мира. Обнаженный Давид (1,58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Перед нами предстает мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, в правой руке он держит меч, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа. Статуя Давида, созданная как навершие фонтана, который стоял во дворе дворца Медичи, была обозрима со всех сторон. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, поэтому была рассчитана на одну точку зрения.

11 слайд

Описание слайда:

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Антония. Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище. Гатамелатта похоронен в соборе, где ему поставлено надгробие, поэтому памятник на площади – первый светский монумент в искусстве нового времени. Бронзовая статуя (3,20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Латы, напоминающие римские, голова, обнаженная на античный манер, – все это обращение к античной традиции. Донателло создает великолепный портрет, передающий яркие индивидуальные черты, в то же время – это типичный герой эпохи Возрождения, мужественный, уверенный в себе человек.

12 слайд

Описание слайда:

В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле, исполненную для одной из наружных ниш церкви. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он использовал т.н. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. Хиазм – это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.

13 слайд

Описание слайда:

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность.

14 слайд

Описание слайда:

Донателло получает заказ для двора палаццо Медичи и отливает из бронзы большую скульптурную группу Юдифь, отсекающая голову Олоферну (ок. 1455–1460). Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Несмотря на героический поступок, совершаемый Юдифью, ее образ оказался бессильным, надломленным. Скульптура была создана как на вершине фонтана во дворце Медичи, в 1495 после изгнания Медичи из Флоренции была поставлена перед входом в палаццо Веккио.

16 слайд

Описание слайда:

1. Какая система взглядов составляла основу мировоззрения европейского человека в средние века: а) язычество б) христианство в) атеизм 2. В каком регионе Европы зарождается культура эпохи Возрождения: а) в экономически развитых городах Италии б) на юге Франции в) в Нидерландах 3. Какие идеи получают широкое распространение в эпоху Возрождения: а) идеи гуманизма б) просветительские идеи в) атеизм 4. Кто является основоположником идеологии гуманизма: а) папа римский б) Франческо Петрарка в) Мартин Лютер г) Жан-Жак Руссо 5. К образцам какой эпохи обращались в своём творчестве деятели Ренессанса: а) древнеегипетской б) первобытной в) античности 6. Европейская культура Ренессанса является переходным периодом: а) от средневековой культуры к культуре Нового времени б) от античности к средневековью в) от античности к новейшей культуре ХХ века

Слайд 2

Эстетика Возрождения

Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье

Слайд 3

Признаки культурного смысла Возрождения

расцвет культуры; переворот в культуре; переходный культурный этап; восстановление античности

Слайд 4

Эпоха Возрождения (хронология)

Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс («треченто») Вторая половина 14-15 века – раннее Возрождение(«кватроченто») Конец 15-первые три десятилетия 16 веков – высокое Возрождение(«чинквеченто») Вторая половина 16 века – позднее Возрождение.

Слайд 5

Город Флоренция

Флоренция - один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, который с удовольствием посещают туристы. Расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенным пунктам страны, где сохранились бесценные исторические и архитектурные памятники. Флоренция подарила миру таких великих деятелей как Леонардо да Винчи и Галилей, Данте и Микеланджело. Город по праву гордится тем, что именно его мыслители дали зеленый свет эпохе Возрождения.

Слайд 6

Переломным в судьбе флорентинцев стал X век, принесший их городу возрождение. В 1115 году город становится самостоятельной коммуной, положившей начало государственности Флоренции, известной как Флорентийская республика. Она существовала в два больших этапа: сначала в 1115-1185 годах, а затем в период 1197-1532 гг.

Слайд 7

Культурное наследие Флоренции

  • Слайд 8

    Палаццо Питти. Один из великолепнейших флорентинских дворцов. Построен архитектором Филиппо Брунеллески для местного купца и банкира Луки Питти. За все время существования он несколько раз сменял владельцев и перестраивался. Представляет собой целый архитектурный комплекс. Дополнительную известность получил благодаря примыкающим к нему садам Боболи – великолепнейшему образцу ландшафтного искусства легендарной эпохи Возрождения.

    Слайд 9

    Санта-Мария-дель-Фьоре

    Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. LaCattedralediSantaMariadelFiore) - кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения).

    Слайд 10

    В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой каймой. Дуомо, он же - собор Санта-Мария-дель-Фьоре был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства - 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора: длина - 153 метра, ширина в трансепте - 90 метров. Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

    Слайд 11

    Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду. Фасад собора Колокольня Собора

    Слайд 12

    Скульптурные Шедевры Донателло

  • Слайд 13

    Святой Георгий

    Статуя «Святой Георгий” (1416г.) создана для ниши цеха оружейников (ныне она замененабронзовой копией, сама же находится в Национальном музее Флоренции).

    Слайд 14

    «Давид» И «Пророк Иеремия»

    Пророк Иеремия 1423-1426гг. Давид. Мрамор. 1408- 1409.

    Слайд 15

    Алтарь Собора Сан-Антонио

    Для городского собора посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1444 – 1450 годах огромный скульптурный алтарь, со множеством статуй и рельефов

    Слайд 16

    Центральное место под балдахином занимала статую Мадонны с Младенцем

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    На смену средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса (фр. «открытие», «возрождение»). Это было время, о котором образно и точно сказал И.А.Бунин в стихотворении «Возрождение»: …Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать… Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. Человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир… Образцы его деятели Возрождения искали сначала в античной культуре, ее возрождении (отсюда и название). Этот мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Дюрера. Он своеобразно преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса. Он отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского. Главное завоевание эпохи Возрождения – это огромный интерес к человеку, человеческой личности, ее неограниченным творческим возможностям. В основе культуры Возрождения лежат идеи гуманизма (лат. humanus – человечный). Провозгласившие высшей ценностью человека и его общественное благо.

    Cлайд 3

    Флоренция – колыбель итальянского Возрождения В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» - Риму. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Этот жизнеутверждающий идеал свободы найдет свое отражение во многих произведениях искусства, ставшего частью общественной жизни. Закат Флоренции был трагичен. Кострами инквизиции он был отмечен на площадях города. Здесь сжигали книги Данте и Петрарки, «непристойные» картины, скульптуры, гравюры и рисунки известных мастеров. Великий Данте, изгнанный из Флоренции, больше никогда не вернется в свой родной город… …Край чудный! Он цветет и блещет Красой природы и искусств, Там мрамор мыслит и трепещет, В картине дышит пламень чувств… Так выразил свои чувства поэт XIX в. П.А.Вяземский.

    Cлайд 4

    Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьере (1296-1470). В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Долго никому из архитекторов не удалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола 42 метра).

    Cлайд 5

    Было принято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашенные из разных городов и стран. Среди множества представленных рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446). Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором. При сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил совершенно новую конструкцию: он сделал купол без возведения строительных лесов из двух оболочек, скрепленных ребрами. Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьере. 1420-1426гг. Флоренция.

    Cлайд 6

    Филиппо Брунелесски. Воспитательный дом. 1419-1444 гг. Флоренция. Филиппо Брунелески соорудил Воспитательный дом, в котором проявились лучшие традиции античного искусства. Он вытянул дом по горизонтали и подчеркнул его протяженность карнизами первого и третьего этажей. известный с давних времен портик он растянул вдоль всего фасада, превратив в воздушную, почти невесомую аркаду.

    Cлайд 7

    Брунеллески создал архитектуру изящно простую, гармонических пропорций. Где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивления материала. Тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. 1430 г.

    Cлайд 8

    Скульптурные шедевры Донателло С историей искусства Флоренции тесно связано имя величайшего мастера Донателло. Скульптурные произведения Донателло и сегодня украшают самые знаменитые площади и соборы Италии, но главные его творения находятся в родном городе Флоренции. Из-под его резца рождались произведения, способные удивить и восхитить современников. Творчество Донателло – скульптурный манифест Возрождения, открывший мир и человека. Донателло

    Cлайд 9

    Одно из ранних произведений Донателло – «Святой Георгий» (1415-1416. Национальный музей Барджелло, Флоренция) принес автору настоящую известность и славу. Легендарный образ воина стал символическим воплощением надежды на защиту города от завоевателей. Многие сюжеты для своих произведений Донателло черпал в Священном Писании – Библии Донателло. Святой Георгий. 1415-1416 гг. Флоренция.

    Cлайд 10

    Подлинными шедеврами стали скульптурные изображения библейского героя Давида из мрамора и бронзы

    Cлайд 11

    Рельеф «Пир ирода» был заказан для баптистерия города Сиены. Интересна композиция рельефа строгое, математически выверенное пространство, расположение фигур в немалой степени способствуют пониманию происходящего и воплощению замысла. Скульптор умело подчеркивает протяженность залов дворца с помощью рельефа различной высоты. Фигуры на переднем плане более объемны, а вдали едва отрываются от фона и часто прорисованы резцом. Донателло. Пир Ирода. Рельеф. 1425-1427 гг. Сиена.

    Cлайд 12

    Донателло принадлежит одна из первых конных статуй в искусстве Возрождения. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе – самое совершенное произведение скульптора. Кондотьер в одеждах римского императора величественно восседает на боевом коне. (образцом для этого памятника послужила конная статуя римского императора Марка Аврелия.) Спокойно, почти небрежно он поднимает жезл. На фоне яркого падуанского неба поднятый на высокий пьедестал, он медленно и торжественно «проплывает» над городом, напоминая о былом величии славе. поразительно мастерство скульптора в передаче деталей: им тщательно выполнены застежки жезла, колесики шпор. Резкие морщины на лице бронзового всадника – свидетельство многих раздумий человека, взирающего на будущее из глубины веков. Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате. 1447-1453 гг. Падуя.

    Cлайд 13

    На склоне лет, когда руки уже потеряли прежнюю твердость, Донателло от бронзы и мрамора обратился к дереву. В эти годы его особенно привлекали сюжеты и образы, исполненные сурового драматизма. Один из них воплотился в деревянной статуе Марии Магдалины. Покрытая рубищем старуха с ввалившимся ртом, опухшими от слез глазами смиренно стоит, молитвенно сложив на груди руки. В состоянии исступленного горя она не обращает никакого внимания на происходящее вокруг. Художнику удалось создать потрясающий, проникновенный образ человеческой муки и скорби. Поистине и в рубище почтенна добродетель. Донателло. Мария Магдалина. Дерево. 1455 г. Флоренция.

    Cлайд 14

    «Настоящий переворот в живописи». Мазаччо Менее десяти лет творчества было отпущено судьбой замечательному художнику Мазаччо (1401-1428). Но и за это короткое время ему удалось совершить, по оценке современников, «настоящий переворот в живописи». Во Флоренции он расписал два крупнейших собора, где люди часами в восхищении простаивали перед фресками, украшающими стены храмов. Здесь часто собирались художники: они беседовали, спорили и ссорились, учились мастерству и снимали копии. Здесь совершалось великое таинство – рождалась новая живопись… Чем же так притягивали к себе фрески Мазаччо? Мазаччо всегда стремился к построению пространства по законам перспективы, передавая реальные объемы на плоскости. Но его новаторство не ограничивалось только освоением перспективы. Его привлекало изображение окружающего мира, подражание естественной природе.

    Cлайд 15

    Главными сюжетами росписей Мазаччо жизнь и деяния апостолов, Иисуса Христа, сцены сотворения мира. Таковы фрески «Изгнание Адама и Евы из рая» (1427-1428) и «Чудо со статиром» (1427-1428). Одна из ранних картин Мазаччо «Мадонна с младенцем и ангелами» была задумана как центральная часть большого алтаря для церкви Санта-Мария дель Кармине. На высоком троне, помещенном в глубокой нише, восседает Мария с младенцем на руках. Золотой фон, нимбы на головах. Ниспадающие складки одежды придают особую торжественность изображенному. В картине поражает новизна художественного решения. Ни у одного из мастеров XV в. мы не встретим такой четкости в передаче глубины пространства, достигнутой благодаря геометрически точному сокращению размеров трона. Фигуры естественным образом вписаны в архитектурное пространство с готической аркой и классическими колоннами трона. Мазаччо. Мадонна с младенцем и ангелами. 1426 г. Лондон.

    Cлайд 16

    «Троица» - одно из последних и совершенных творений Мазаччо, в котором была предложена абсолютно новая трактовка сюжета ветхозаветной Троицы. В трехмерном пространстве художник показывает реальные фигуры Бога Отца, Христа и Святого Духа, символически воплощающие образ мира, созданный человеческим разумом. В умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в объемности и осязаемости фигур Мазаччо во многом превосходит своих современников. Все в этой строгой композиции поражает тщательной продуманностью и мастерством. Художник словно раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства. Две колонны с ионическими капителями образуют арку, поддерживающую свод уходящей в глубь капеллы. Мазаччо. Троица. Фреска. 1426-1428 гг. Флоренция

    Cлайд 17

    Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска.1427-1428. Флоренция. Мазаччо. Исцеление тенью святого Петра. Фреска. 1427-1428. Флоренция.

    Cлайд 18

    Мазаччо. Чудо со статиром. 1427-1428 гг. Церковь Санта-Мария дель Кармине. Флоренция.

    Cлайд 19

    В мире образов Ботичелли С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445-1510). Свой путь в искусстве Боттичелли начинал с сюжетов Священного Писания. Картина «Поклонение волхвов», выполненная по заказу церкви Санта-Мария Новелла, стала настоящим шедевром, принесшим известность и славу начинающему художнику. Впоследствии он не раз обращался к библейским сюжетам и образам, в которых находил идеалы для подражания и черпал вдохновение. Боттичелли. Поклонение волхвов.

    Cлайд 20

    Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Главный мотив, объединяющий композицию, - сострадание, охватившее живых свидетелей казни Христа. Буквально нв всем, что запечатлел здесь художник, лежит отпечаток безысходного отчаянья, крик человеческой души. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Его мертвенный оттенок и мучительный изгиб на складках траурного плаща потерявшей сознание Марии особенно выразителен и драматичен. Сколько человеческой боли и нежности в склонившейся к ногам мертвого Христа Марии Магдалины! Полон глубоких душевных переживаний жест Иосифа Аримафейского с терновым венцом и гвоздями от распятия в руках. Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа. 1495 г. Музей Польди-Пеццоли, Флоренция.

    Cлайд 21

    Одно из лучших творений Боттичелли – картина «Благовещение». Сквозь раздвинутые створки окна небесный посланник архангел Гавриил проникает в комнату Девы Марии. Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством. В то же время ее хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику. Смиренное выражение лица, жест покорно склоненной головы красноречиво говорят о согласии принять Благую весть. Вихреобразное, стремительное движение достигается с помощью резких драпировок одежды, стремительных контуров персонажей. Сандро Боттичелли. Благовещенье. 1489-1490 гг. галерея Уффици. Флоренция.

    Cлайд 22

    Картина Боттичелли «Паллада и Кентавр» призвана была прославить род Медичи, знаменитых правителей Флоренции. Боттичелли пишет Афину без ее главных военных атрибутов: меча, щита и шлема. Олицетворяя мирные реформы Медичи, богиня держит в руках оливковую ветвь – античный символ мира. О ее воинственной силе здесь напоминает лишь алебарда (копье с секирой). Идея морального превосходства Разума над стихийными силами раздора, дикой и необузданной природы выражена в фигуре Афины, укрощающей Кентавра. Художник подчеркивает непреклонное спокойствие, даже некоторую поэтичность богини с одной стороны, а с другой – мятежный дух, внутреннюю неуравновешенность побежденного Кентавра. Боттичелли. Паллада и Кентавр. 1482 г. Флоренция.







    Флоренция славится своей армией гениальных деятелей искусства: художников, архитекторов и скульпторов. Начиная с Арнольфо, Джотто, Нанни ди Банко и Уччелло, переходя к Гиберти, Донателло, Мазаччо, Боттичелли, Пьеро дела Франческа, Микеланджело и Леонардо, Флоренция всегда доминировала в мире изобразительных искусств как никто ни до, ни после нее. И в этот список не входят те, кто в других странах считался бы лучшими из лучших.


    На рубеже XIV-XV столетий готика полностью господствовала в итальянском искусстве. Господствовала она и во Флоренции. Но здесь это была готика особого рода более сдержанная и строгая, во многом сохранившая связи с традициями проторенессансного искусства. Поэтому и готика могла быть использована в отдельных аспектах зачинателями нового движения Брунеллески, Донателло, Мазаччо. Но в целом они относились к ней враждебно, ощущая свою гораздо большую близость к великим мастерам Проторенессанса и к античному искусству.


    «Это почти рай, писал из этого города Достоевский. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света... Здесь есть такое солнце и небо и такие действительно уж чудеса искусства (подчеркнуто Достоевским), неслыханного и невообразимого...»